Популярные разновидности налоговых скидок

Популярные разновидности налоговых скидок

Есть два главных типа налоговых скидок (с англ.«tax credit») – приростный и объемный. У скидки объемный принцип действия, что дает льготы пропорционально размерам всех затрат. То есть в случае, если законом установлена скидка в 30%, компания получит возможность вычитать из всего количества налогооблагаемого дохода 30 евро из каждых 100 евро, которые затрачены на НИОКР. Самые высокие ставки этой скидки на сегодня используют Сингапур и Австралия (200% и 150% соответственно). В Голландии объемная скидка составляет 150%, но её применяют не во всех инновационных проектах, а только к трудовым компонентам, например к сумме зарплаты инженеров и ученых, которые заняты в этой сфере.

Приростные скидки определяют исходя из уверенного роста затрат компанией на НИОКР в сравнении с уровнем их базового года или среднего арифметического за установленный период. В таком случае при скидке в размере 30% сумма налога компании будет сокращена на 30 евро из каждых 100 евро роста выплат на НИОКР  за последний год. Максимум приростной ставки – 50% – работает во Франции. В США, Канаде, на Тайване и в Японии ставка в размере 20%.

Часть стран используют сразу оба принципа, но по отношению к разным типам расходов. Так, в США в целом приростная скидка дополняется объемной в количестве 20% для затрат частников на финансирование в области фундаментальных исследований. Кое-где  установлены потолки размеров списания налогов по скидкам на НИОКР. В Южной Корее и Японии  он не превышает 10% корпоративного налога (для средних и малых японских компаний – 15%). В Испании, Канаде и на Тайване потолок гораздо больше – соответственно 35, 75 и 50%. В Италии, Австралии, Франции и Нидерландах введён предел стоимости налоговой скидки.

В США оригинальный подход – компания не может увеличивать вдвое затраты на ИР на протяжении года и наукоемкость в среднем (соотношение затрат на ИР к продажной стоимости) не может быть выше 16%. Такие ограничения по крайней мере имеют 2 взаимосвязанные причины: нельзя допустить слишком резких  колебаний в налоговых платежах частного сектора и нельзя исключить возможности манипуляций с корпоративной отчетностью, чтобы получить неоправданно высокие льготы.

Проведение амортизации также может являться удобным механизмом для поддержания инновационной деятельности. Она никак не подпадает под запретительные действия разнообразных международных институтов (ВТО и другие), как это есть с  субсидиями и таможенными барьерами. И, тем не менее, особый режим амортизации способен:

  • содействовать укрупнению процесса кластеризации;
  • увеличивать внутренний спрос радикально на любую продукцию ведущих отраслей.

Представленный анализ наглядно показал, что в развитых странах идёт действительно активная политика инноваций, а государство является при этом реальным регулятором и участником всего этого инновационного процесса. Даже больше:  сегодняшняя национальная система инноваций запрашивает свой перечень требований к государству:

  • по контролю над инновационными процессами;
  • по планированию любых инновационных процессов на всех уровнях инновационной системы;
  • по организации на уровне страны или региона инновационного процесса;
  • по выделению и стимулированию всех важных субъектов инновационной системы.

Государство должно определять приоритеты в развитии, целевые ориентиры и вырабатывать механизмы их достижения, оно обязано разрабатывать соответствующую этому нормативно-правовую базу и формировать, таким образом, инновационную политику государства. Опыт Западной Европы и США показывает, что только эффективная инновационная политика сможет объединить государственную промышленную и научно-техническую политики, а также стимулировать вхождение инновационной системы страны в обемировые инновационные процессы.